Прихожане храма на Волыни обратились с открытым письмом к Предстоятелю УПЦ касательно текущей ситуации в стране и церкви

Община храма святого великомученика Димитрия Солунского села Вишнев на Волыни обратилась с открытым письмом к Предстоятелю УПЦ митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию. Прихожане храма во главе со своим настоятелем священником Игорем Григолой назвали недостаточной официальную реакцию УПЦ на аннексию Крыма и войну на Донбассе, призвали провозгласить анафему Путину, официально рекомендовать прекратить поминовение за богослужением патриарха Кирилла и всячески содействовать автокефалии УПЦ.

Приводим полный текст обращения в переводе на русский язык. Оригинал обращения опубликован на странице храма: vyshniv.blogspot.com/2014/10/blog-post_8.html

Сайт прот. Андрея Дудченко «Киевская Русь»

Открытое письмо Предстоятелю УПЦ митр. Онуфрию от общины Димитриевского храма с. Вишнев

Ваше Блаженство!

Как православные христиане, дети украинского народа и граждане своей страны, мы не остаемся в стороне волнующих событий, эхо которых простирается далеко за пределы Украины. Мы живем в условиях кровавой войны, которая каждый день забирает жизни наших братьев и сестер. Жестокая действительность требует от нас и жесткой риторики, все должно быть названо своими именами, и голос Церкви должен звучать не иначе как голос пророческий.

Прежде всего ответим, что неприязнь к национализму — и именно к украинскому национализму — настолько глубоко вошла в плоть и кровь верных УПЦ, что мы даже не заметили, как вырастили в своих рядах открыто российских националистов: клириков и мирян, для которых не только суверенитет Украины и автономия УПЦ не являются ценностью, но которые сочувствуют тем, кто желал бы лишить бесценного дара от Бога остальных украинцев. Латентные российские националисты по меньшей мере лояльно отнеслись к оккупации Украины на юге и кровавому бунту сепаратистов и диверсантов на востоке. Более сознательные из них, миряне выказывали действенную поддержку «ополченцам» или даже становились в их ряды, клирики благословляли вооруженных бандитов, молились о их победе или даже возглавляли вооруженные группировки. Необходимо признать, что реакция на это местных епископов и священноначалия УПЦ в целом была и остается по меньшей мере недостаточно решительной. Следствием такой неуверенности, а порой и бездеятельности, как раз и стали случаи агрессивного поведения некоторых бойцов АТО по отношению к некоторым священникам (на что Вы обращали внимание в соответствующем обращении). Случаи перехода священников и общин в юрисдикцию УПЦ КП имеют под собой основанием те же самые причины. Несвоевременное молчание как зло породило иное зло, и грех мы склонны усматривать прежде всего в действиях неадекватных клириков, в бездеятельности иерархов УПЦ, чем в несдержанности бойцов или «прозелитизме» представителей КП.

Отметим, что соответствующие заявления от имени Церкви все же звучали. Но, к сожалению, иногда они были несвоевременны, недостаточно решительными, не в полной мере репрезентативными. Так иногда нужное и своевременное слово мы слышали из уст спикера УПЦ (ныне отстраненного), или иерарха, который опекает войско, иногда находили его в обращения ВСЦиРО, скрепленных подписью нашего Предстоятеля. Вместо того в официальных заявлениях УПЦ, не говоря уже о заявлениях местных епископов, часто не хватало четких определений и декларирования конкретных действий касательно выхода из кризисной ситуации. Такими конкретными действиями могли бы успешно служить анафемы, провоглашенные всем, «кто незаконно держит в руках оружие» и тяжко согрешает против Евангелия, законов Украины и международного права. В истории Церкви анафемы порой применялись не по назначению, но теперь самое время обратиться к действенным лекарствам, которые приведут к угасанию вооруженного конфликта и залечат церковные раны.

То, что у нас нередко называют братоубийственным противостоянием, должно быть названо войной, и вовсе не гражданской. Участие политического руководства, спецслужб и даже регулярных войск РФ в этой войне несомненно для каждого, кто желает видеть и понимать. Несмотря на то, что Украинская Православная Церковь последовательно отстаивает идею целостности и неделимости Украины, украинцы до сих пор не услышали официального решительного осуждения Церковью оккупации Крыма и попытки отторжения других областей Украины. Это удивляет, поскольку мы почитаем святителей, что отлучали от церковных таинств императоров и императриц, которые пренебрегали народом и Церковью, вместо того наше священноначалие не решается провозгласить анафему даже иностранным господам, которые захватывают достояние народа Украины и ранят тело Церкви. Никоим образом это не свидетельствует о рассудительности и высокой духовности иерархов. Беззаконное отчуждение части территории Украины должно быть названо оккупацией, а Российская Федерация должна быть признана страной-агрессором.

В начале марта этого года, в самый разгар спецоперации российских спецслужб по оккупации Крыма, Вы, как местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры, обращались к президенту РФ Путину и патриарху РПЦ Кириллу с просьбой всячески содействовать деэскалации конфликта и не допустить разделения Украины. Оба обращения были очень своевременны, но, к превеликому сожалению, адресаты не обратили внимание на Вашу мольбу и не предотвратили противозаконное силовое отторжение Крыма от Украины. Дальше больше — страх отторжения навис над другими регионами, а существование Украины как суверенного государства оказалось под угрозой. За Богом данное право мирно жить в своей стране в ее законных границах безвинно гибнут до сегодняшнего дня наши военные и мирное население.

В упомянутом обращении к президенту РФ Вы высказались, что «знаете его как православного христианина». Это было неоправданным преувеличением. Г-на Путина вместо этого следует предать анафеме, как виновника и ответственного за нынешнюю войну и преступления против человечности.

Что касается патриарха Кирилла, то сказать, что он ничего не сделал для предотвращения войны или ее прекращения — это не сказать ничего. Кровь не только украинцев, но и граждан РФ — наемников и кадровый военных — в частности, на его руках. Патриарх не только создал надежный тыл для кремлевского агрессора, но и опустился до откровенной клеветы на украинцев, поскольку лично неоднократно озвучил на весь мир ту ложь, которую ранее распространяли официальные и неофициальные спикеры патриархии. В частности, о том, что, будто бы, в Украине идет гражданская война, источником которой является ни кто иной как униаты и раскольники, которые всюду сеют только ненависть и вражду и противостоят верным нашей церкви. Клеветой, заискивающими речами, проповедью идеологии «русского мира» (стержнем которой является гипертрофированный российский национализм, соединенный с нездоровым эсхатологизмом и прочими -измами) патриарх не останавливает войну, а подливает масло в ее всепоглощающий огонь. Никакому иерарху мы не позволим безответственно возводить клевету на наших братьев и сестер, пусть даже таких, что не принадлежат нашей церкви.

Не великий господин и не отец нам патриарх московский. Мы не поминаем его за богослужением, как не поминают его во многих наших приходах. Не желают слышать имени патриарха во время церковных служб тысячи общин УПЦ, но настоятели не решаются прекратить его поминовение, держась «предания старцев» вопреки укорам совести и здравому рассудку. Просим Ваше Блаженство внести ясность в сложившуюся ситуацию и рекомендовать священнослужителям УПЦ ограничиться поминовением имен местного епископа и Предстоятеля УПЦ.

Мы выступаем решительно против насаждения идеологий и политических схем, замимикрированных под проповедь христианства. Проповедь Евангелия и проповедь исключительности той или иной цивилизационной модели несовместимы. Проповедь учения Христова и проповедь идеалов «русского мира» также несовместимы. Ни пророссийской (прорусской, панславистской), ни прозападной риторике не место в наших храмах, в церковных постановлениях и церковных СМИ. Точно так же риторика в ключе «анти», риторика противопоставления «цивилизации добра» и «цивилизации зла» для нас неприемлема. И если мы, украинцы, не способны остановить потоки сознания, что, тесно переплетаясь, льются из Кремля и Чистого переулка, то по крайней мере на своей земле и из уст наших иерархов и клириков мы желаем слышать только слово творческое, объединяющее и созидающее, без унижения «бездуховного Запада» (ибо это неправда) и возвеличивания «святой Руси» (ибо это еще большая неправда). Отметим, что именно неправда, твердо усвоенная простодушными и нерассудительными людьми, подвигла сотни и тысячи из них взять в руки оружие, чтоб убить украинца на его же святой земле, и только потому, что неправда, как порождение дьявола, изобразила украинца фашистом, человеконенавистником, безбожником и продажной душой.

Вместе с миллионами православных украинцев считаем, что сам Бог подводит нас к той черте, когда подобно Аврааму и Лоту, пути которых в какой-то момент разошлись — не для того, чтоб разорвать их отношения, но именно чтоб сохранить их и каждому осуществить собственное призвание, — исторические пути УПЦ и РПЦ должны окончательно разойтись, чтобы каждая из церквей исполняла свое призвание в мире успешно, не претыкаясь о камни идентичности.

Вспомним текст постановления Священного Синода РПЦ о признании автокефалии Грузинской Православной Церкви:

«Не имея оснований входить теперь в разбор всего, что с тех пор говорилось и писалось за и против грузинской автокефалии, и оставляя без внимания всякие взаимные счеты, подозрения, предубеждения и печальные недоразумения, мешавшие беспристрастному подходу к данному вопросу, мы теперь имеем счастливую возможность ограничиться лишь самым главным и существенным: по церковным правилам (Всел. IV, 17 и др.), церковные границы должны следовать за государственными».

Итак, оставив в прошлом всяческую предвзятость и личные амбиции, необходимо признать, что УПЦ не только имеет все основания для получения полноценной независимости, но более того — это требует от нас строгое следование каноническому праву Церкви.

Мы помним, что в ноябре 1991 года воля подавляющего большинства иерархов, клириков, монахов и мирян, которые представляли Собор УПЦ, была в том, чтобы выпросить у Московской патриархии дарования автокефалии. И это прошение было таки передано в Москву, и его рассмотрение было отложено до созыва Поместного Собора РПЦ. Правда, после того Поместные Соборы собирались, но упомянутое прошение не рассматривалось. Просим Ваше Блаженство содействовать тому, чтобы прошение о даровании полноценной самостоятельности нашей церкви было рассмотрено Московским патриархатом, а при необходимости и Вселенским патриархатом, как можно скорее.

Мы осознаем и то, что дарование автокефалии затрудняется, в частности, по причине разделения украинского православия. Понимая, что причина этого разделения не в одной из сторон конфликта, а непременно в каждой из сторон (долю вины можно обсуждать отдельно), следует проявить всю возможную для Церкви икономию, уступчивость и протянуть руку помощи нашим братьям и сестрам вне УПЦ. Не не нужно бояться извинения за прошлые и нынешние грехи, даже если мы в сердце считаем, что наши грехи несоразмерны с их. Христос, умывающий ноги грешникам, являет нам пример действенной любви, способной покорить сердце брата. Просим Ваше Блаженство сделать все возможное и даже невозможное для как можно скорейшего исцеления раны церковного раскола.

Вновь и вновь просим Ваше Блаженство неустанно и неутомимо давать архипастырскую оценку всем кричащим и общественно значимым случаям нарушения Божьих заветов и неотъемлемых прав граждан Украины. Побуждайте наш епископат держать руку на пульсе событий и соотвественно реагировать на вызовы времени. Среди многих явлений, соответствующую оценку которым должны дать наши иерархи, можно вспомнить сам факт существования так называемых «православных армий» на востоке нашей страны, факты открытой поддержки их клириками и монастырями РПЦ, факты проведения сепаратистами безбожных «парадов позора», факты отчуждения и присвоения борцами против Украины имущества жителей Донбасса, факты сознательного уничтожения ими же инфрастуктуры и стратегических промышленных объектов региона и пр.

Ожидаем очередных обращений священноначалия по поводу насилия на почве религиозной и идеологической нетерпимости (имеем в виду ограбления, кражи, пытки, убийства боевиками «раскольников», «сектантов», «бандеровцев» и пр.), а также обращений в защиту прав и свобод крымчан, терпящих ныне притеснения (если не сказать гонения) со стороны оккупационной власти.

Наконец, просим дать оценку деятельности самозванного «официального сайта УПЦ» и такой же фантомной «пресс-службы УПЦ» во главе с В. Анисимовым, которому Вы не так давно давали интервью. Считаем факт безответственной многолетней деятельности этой структуры позором для нашей церкви и нашего священноначалия.

Вам, Блаженнейший владыка, промыслом Божиим суждено быть Предстоятелем церкви, на Вас возложен большой груз ответственности за ее настоящее и будущее. Пастырское попечение о верных и христианская любовь ко «внешним», мудрость и взвешенность в решениях, но вместе с тем решительность и бескомпромиссность, когда это необходимо — все это качества, без которых архипастырское служение немыслимо. И это именно те качества, которые желает видеть у Вас Ваша паства.

Возможно, тон нашего обращения является достаточно резким, но продиктовано это не дерзостью, а болью о судьбе нашей церкви и нашего народа. Надеемся быть услышанными. В зависимости от того, как будут разворачиваться следующие события, это письмо от нас может быть не единственным и не последним.

Данное обращение считаем открытым, его текст публикуем на интернет-странице нашего прихода.

Настоятель и прихожане Димитриевского храма с. Вишнев Киверцевского р-на Волынской обл.

29 сентября 2014 года

(Подписи двадцати прихожан).

www.kiev-orthodox.org, 09.10.2014

Ссылки на статьи с упоминанием Обращения, а также множество откликов на Обращение, смотрите под текстом Обращения на этой странице.